Юрий Кочетков: Остаётся ли привлекательной Новая Москва?

На завершившемся в субботу Московском урбанистическом форуме несколько мероприятий прямо касались вопросов развития территорий Новой Москвы. Чиновники и эксперты подвели итог работе последних лет, в результате чего становится возможным обрисовать, что ждёт покупателей жилья здесь в самом ближайшем будущем.

Юрий Кочетков

Известный специалист, активно работающий на ниве численного анализа и прогнозирования рынков недвижимости. Его статьи и выступления часто цитируются в СМИ. Профессиональный путь в недвижимости он начал ещё в 1996 году, проработав в общей сложности 12 лет в таких компаниях как «Центр Анализа Рынков Недвижимости», «Квартира. Ру», «Магистрат» (ИНТЕКО). Сейчас занимает должность начальника отдела маркетинга ИСК ФОРТ.
Неоднократно читал доклады на международных конференциях таких профессиональных сообществ как ERES, CEREAN, РГР.

Обсуждавшиеся вопросы насущны и для тех, кто ещё только присматривается к новостройкам Новой Москвы. Стоит ли переплачивать за столичный статус? Как предстоит добираться до работы приобретателям жилья в столичном «замкадье»? Остался ли хоть какой-то инвестиционный потенциал в здешних строительных проектах? Где и чего будут строить?

Растут дома, растет и число жителей

Чиновники пока ещё считают квадратные метры, которые сдадут ГК в Новой Москве в 2015 году. Однако уже прикидочно можно сказать, что ввод вполне способен превысить 2 миллиона кв.метров — так говорится в сентябрьском пресс-релизе столичного департамента развития новых территорий. Для сравнения вспомним, что в 2013 г. сдали около 1,2 млн. кв.метров, а в 2014 году — около 1,6 млн. кв.метров. То есть, каждый год даёт прибавку ко вводу около 400 тыс.кв.метров жилья.

Приведённые темпы роста жилищного строительства ещё не предел. У новомосковских девелоперов потенциал составляет около 16 миллионов кв.метров — именно такой круглой цифрой оцениваются проекты застройки, получившие одобрение у властей.

Растёт и число обитателей новых территорий: столичные операторы мобильной связи дают оценку в 600 тысяч абонентов, которые регулярно выходят на связь здесь. Фактически, за несколько лет произошло удвоение абонентов, это прямое следствие строительства и заселения новостроек.

Как жить, де работать?

Однако стоит задаться вопросом — где будут работать новые жители? Неужели сотни тысяч новосёлов всё также будут пробиваться в Старую Москву через линии три линии метрополитена и четыре автомагистрали с их извечными пробками?

Чиновники настроены оптимистично: по словам главы департамента развития новых территорий Владимира Жидкина в Новой Москве 700 Га земли отведено под новые крупные индустриальные парки. Это не считая уже создающихся или созданных рабочих мест в Саларьево, Внуково, Коммунарке (офисные и торговые центры).

Индустриальные парки — новая тема в обеспечении граждан местами приложения труда. Она тесно связана с концепцией реиндустриализации экономики города. Владимир Жидкин привёл пример «Индиго Парка» в поселении Сосенское, рассчитанного на 52 резидента. Этот индустриальный парк планируется сдать в эксплуатацию уже в 2018 году.

Конечно, бизнес подобный оптимизм чиновников не разделяет. Массового притока инвесторов и предпринимателей в Новую Москву пока не наблюдается.

Да, в принципе, это и понятно. По сути, Новая Москва — это регион, но правила игры и нагрузка на бизнес — здесь вполне московские, столичные. По словам Дениса Соколова (Cushman & Wakefield), до создания здесь всей деловой инфраструктуры и транспортного обеспечения бизнес просто не видит причин своей деятельности в противовес, скажем, Московской области, где он получает хотя бы налоговые преференции.

А как ездить?

Транспорт — это второй (после рабочих мест) гордиев узел, который стараются разрубить московские власти на своей новой территории. Действительно, их столичный статус ничуть не разгрузил южные и юго-западные въездные магистрали. Как была проблема перебраться через МКАД в утренние и вечерние часы, так она и осталась. И жилищное строительство лишь усугубляет эту проблему.

Власть видит решение в виде протягивание веток метров внутрь Новой Москвы. На Мосурбанфоруме Марат Хуснуллин (заммэра Москвы по строительству), пообещал, что уже до конца года будут открыты первые две «новомосковские» станции метро — Саларьево и Румянцево. В недавно опубликованной Метростроем «Официальной схеме развития Московского метро на дальнюю перспективу» эта ветка будет тянуться дальше к поселению Сосенки, где сомкнётся с другой новой линией, что протянется от Делового центра через Мамыри и Коммунарку и пойдёт дальше к Десне. Третья линия метро в Новой Москве стартует от Северного Бутово по направлению к Столбово и Коммунарке.

Эти три ветки метро образуют подземную часть глобального транспортного каркаса новых территорий, хотя, не исключено, что планы метростроевцев могут сильно измениться. Тем не менее, уже сейчас мы можем серьёзно говорить о трёх «новомосковских» станциях метро: Саларьево, Румянцево и Мамыри. Эти станции окажутся ключевыми хабами для тех, кто будет пользоваться метрополитеном.

Не стоит забывать о существовании двух железнодорожных линий (Курское и Киевское направления МЖД), которые уже сейчас взяли на себя нагрузку со стороны Новой Москвы. Впрочем, какого-то внутреннего развития железнодорожная сеть на этой территории не получит.

Застройщики любят транспорт

Анализ деятельности застройщиков новых территорий выявляет, по меньшей мере, две характерные тенденции:

  • стремление к кластеризации застройки;
  • падение высотности по мере удаления от МКАД.

Если вторая тенденция особых вопросов не вызывает (высотность от МКАД падает в любом направлении Московской области, к примеру), то кластеризация — это более интересное явление. Кластеры нового строительства ориентированы на существующую транспортную инфраструктуру. В первую очередь — это крупные магистрали (Боровское/Киевское/Калужское/Варшавское шоссе), во вторую — направления МЖД. Сейчас чётко можно выделить 6 крупных кластеров высоко- и среднеэтажной застройки: от кластера «Щербинка-Остафьево» до кластера «Боровское шоссе».

Можно предположить, что и в дальнейшем транспортная инфраструктура окажет критическое влияние на выбор застройщиками мест приложения своего труда. Несомненно, что по мере ввода станций метрополитена, к примеру, резко повысится привлекательность проектов в окрестностях Румянцево и Мамырей.

По мере наращивания автотранспортной сети в глуби территорий Новой Москвы следует ожидать возникновения всё новых точек интенсивного строительства жилья. Ну, а вслед за транспортными артериями и жильём потянется и бизнес — от владельцев торговых центров и моллов, до резидентов индустриальных парков.

Комментировать

×

* Ваше имя:

* Ваш e-mail:

Суть дела:

* Код с картинки:

Отправить

О проектеКонтакты