Невеликие успехи московской реновации

Программа московской реновации до сих пор кажется одним из самых загадочных походов нынешнего городского руководства. Начатая с большой помпой и не без скандалов, она перешла в разряд тайного процесса, по которому лишь изредка просачиваются отдельные новости.

 

ПРИХОДИТЕ НА СЛУШАНИЯ

Прошло уже два с лишним года с того момента, когда слово «реновация» зазвучало буквально из каждого утюга. Москвичи уяснили, что речь идёт о расселении и сносе больших групп зданий, а временами целых кварталов и микрорайонов. Причем, это не только пресловутые «хрущёвки», но и вполне себе крепкие кирпичные пятиэтажки и даже здания большей высотности.

Кстати, 2019 год в плане реновации подарил нам одно новшество. Это публичные слушания по проектам реновации целых кварталов и микрорайонов. Сейчас идёт уже третья волна слушаний, она затрагивает жителей районов Алтуфьевский, Бабушкинский, Люблино и Покровское-Стрешнево, Лосиноостровский. 12 проектов уже прошли публичные слушания, и разработчики теперь разбирают тот вал замечаний и предложений, которые внесли граждане и специалисты.

Вместе с тем не прекращаются заявления о том, что то тут, то там начато строительство очередного дома в рамках программы реновации. Понятно, что это совершенно не связано с упомянутым проектированием в масштабах кварталов и микрорайонов. Строятся т.н. стартовые дома, в которые намечено переселять москвичей. В этом году, по словам руководителя Мосгосэкспертизы Анны Яковлевой, согласовано 14 проектов таких зданий, ну а всего с начала программы реновации одобрение получили 146 домов. Это довольно много. Даже если предположить, что в среднем дом выдает 20 тысяч кв.метров квартир, мы приходим к оценке в почти 3 миллиона кв.метров за два года.

Проблема только в том, что все эти дома – точечная застройка. Лишь в Бабушкинском районе появился прецедент квартала, выдвинутого на публичные слушания, где уже стартовало переселение. Вдумчивый читатель может воскликнуть – а кого же в таком случае переселяют в свежепостроенные дома!?

Ответ двоякий. Во-первых, квартиры здесь получают жители расселяемых домов по старым программам реконструкции. Во-вторых, Фонд реновации заказывает дома на далёкую перспективу. Ведь главное в процессе – заранее иметь переселенческий фонд.

 

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ

Определенные стартовые точки вызывают вопросы. К примеру, в бывшей промзоне «Серп и Молот» недавно объявлено строительство нескольких домов по программе реновации общей площадью около 50 тысяч кв.метров. Возникли они не на пустом месте, по проекту планировки территории здесь был намечен медиа-центр в составе городской инфраструктуры, обслуживающей застройку около 1 миллиона кв.метров жилья. Теперь медиа-центра не будет, а на бывшую территорию завода поедут переселенцы с реновируемых кварталов восточного направления Москвы. Плотность жителей возрастёт, а инфраструктурная обеспеченность ухудшится.

Более серьёзные вопросы вызывает обеспеченность машиноместами для новых кварталов и микрорайонов. Анализ предлагаемых проектов показывает, что машиномест будет мало, а сосредоточены они окажутся в подземных пространствах застройки. Это дорогое удовольствие,  по карману оно окажется, образно выражаясь, лишь единицам из тех, кто получит квартиры в процессе переселения. Граждане, конечно, рассчитывают на привычные «карманы» и дворовые парковки. Но вот здесь их ожидает сюрприз. В новых кварталах сильно нарастили плотность жителей, а дворовые пространства, наоборот, уменьшили. Логика реновации понятна: либо платите за подземное машиноместо, либо отказывайтесь от личной машины. Проектировщики как раз напирают на то, что в их проектах намечены удобные велодорожки. Бросайте машину, словом, и садитесь на велосипед.

Вопрос о цене машиноместа для переселенцев до сих пор открыт. Не обнародована экономическая схема застройки по программе реновации. Не раз заявлялось о том, что в застройке возникнет коммерческая часть жилья, которая скомпенсирует городские затраты. Были даже даны ориентировочные оценки о равенстве пропорций коммерческого жилья и жилья для переселения. Всё это прекрасно, но в расчеты никак не попадают машиноместа, которые вносят колоссальную затратную нагрузку в финансовую модель проекта. Похоже, что никто дотировать машиноместа не собирается.

 

ДВА МАРШРУТА РЕНОВАЦИИ

Что мы имеем в итоге на данный момент?

Фонд реновации шагает одновременно по двум маршрутам. Активно закладываются стартовые дома, предназначенные для расселения реновируемых кварталов. Город подготовил достаточно площадок, открыл финансовые шлюзы, регулярно проводит тендеры. Результат есть - подрядчики сдают дома по программе реновации один за другим.

Второй маршрут – это проектирование и подготовка к строительству новых кварталов и микрорайонов на месте расселенного жилья. Здесь успехов гораздо меньше. Проводятся лишь публичные слушания по первым трём волнам проектов. Это означает, что в 2019 году мы не увидим ни малейших подвижек в плане расселения и, тем более, стройки. Видимо, в 2020 году появятся лишь первые доработанные и утверждённые проекты. Далее начнутся волны переселений. Когда же дело дойдёт до коммерческой части, то есть, о квартирах на продажу и машиноместах, можно лишь гадать. Рынок пока может спать спокойно.

Автор статьи:

Комментировать

×

* Ваше имя:

* Ваш e-mail:

Суть дела:

* Код с картинки:

Отправить

О проектеКонтакты