Мосурбанфорум: мёд с ложкой дёгтя

Московский урбанистический форум (МУФ) в этом году оставил двоякое впечатление. С одной стороны, это был рапорт о полном успехе взятого в Москве курса на обновление города, с другой – вскрылось отсутствие реальной повестки на ближайшее будущее. Примерно как с мундиалем-2018: прекрасно провели – но что теперь дальше делать с оставшимися от него стадионами?

Юрий Кочетков

Известный специалист, активно работающий на ниве численного анализа и прогнозирования рынков недвижимости. Его статьи и выступления часто цитируются в СМИ. Профессиональный путь в недвижимости он начал ещё в 996 году, проработав в общей сложности 2 лет в таких компаниях как «Центр Анализа Рынков Недвижимости»; «Квартира. Ру»; «Магистрат» (ИНТЕКО). Сейчас занимает должность начальника отдела маркетинга ИСК ФОРТ.
Неоднократно читал доклады на международных конференциях таких профессиональных сообществ как ERES, CEREAN, РГР.

Седьмой по счету

Шесть лет назад прошел первый МУФ, на котором был обозначен целый ворох серьёзнейших проблем, вставших перед новой городской командой, возглавляемой мэром Сергеем Собяниным. На него пригласили невероятное по нашим меркам число международных экспертов - от ведущих урбанистов и архитекторов, до узких специалистов по транспортным проблемам.

Свежеиспечённые московские чиновники более года пытались нащупать правильную траекторию своей работы по преобразованию городского пространства. Затем каждый новый МУФ обозначал перспективную повестку на текущий период. В конце концов, она (повестка) вышла за пределы самой Москвы - и в 2017 году темой была обозначена московская агломерация, причем, под этим термином понималась не только Московская область, но и близлежащие регионы.

В нынешнем, 2018 году чёткой повестки объявлено не было. Точнее, она прозвучала так - "всё очень хорошо, продолжаем в том же духе". Недаром, часто приходило на ум сравнение с мировым футбольным первенством - даже неожиданно посетивший МУФ президент РФ Владимир Путин в своей речи заметил, что вот бы было хорошо, если бы мундиаль и дальше продолжался.

Но жизнь огромнейшего мегаполиса - это не футбольный праздник, она не очерчивается одним месяцем, когда можно всем напрячься, набрать волонтёров, проинструктировать полицию быть вежливой и улыбаться, а проезд в поездах, самолетах и городском транспорте сделать для болельщиков бесплатным.

В Зарядье оказалось тесно

Преобразование такого мегаполиса как Москва - это бесконечный бег по эскалатору, даже чтобы просто оставаться на месте, нужно быстро бежать. Потому как в гонке участвуют десятки других мегаполисов мира - они борются за инвестиции, за человеческий капитал, за лучшие технологии.

Как ни странно, текущую проблему Москвы лучше всего обозначило само место проведения МУФ-2018. Он проводился в свежепостроенном парке Зарядье, в частности - в новом концертном зале. Участники столкнулись с целым рядом неудобств - проблемы с вентиляцией, теснота, неудобные лекционные залы, трудности с попаданием на сам форум. Вроде бы мелочи, но, как говорится, послевкусие остаётся.

Точно в такой же ситуации оказались москвичи - привычный для них родной город вдруг оказался наполнен самыми различными неудобствами. Невероятно трудно стало парковаться в центре, постоянный ремонт улиц с его шумом и пылью, бесконечная перекладка плитки, исчезнувшие удобные маршруты транспорта, ну и много другое.

Всё новое, конечно, нуждается в притирке и доработке. Москва ещё только учится быть обновлённой. Не всё здесь гладко и удобно.

Что дальше?

Реляции с трибун об урбанистических успехах составляли едва ли не большую часть пленарных выступлений. Но если посмотреть критически, то буквально везде зияют прорехи.

К примеру, на МУФе влиятельная консалтинговая компания Mckinsey & Company представила итоги анализа успешных городских транспортных систем по всему миру. Москва вошла в десятку мегаполисов, обладающих наиболее развитыми системами городского транспорта. Но если честно посмотреть - даже частично не решена ключевая проблема города, речь идёт о пробках на дорогах. Исследования того же Яндекса (сервис "Яндекс-пробки") показывают, что воз и ныне там. Разгрузки города не произошло. Автолюбители отнюдь не пересели на общественный транспорт, а рабочие места не появились в изобилии в спальных районах.

В другом отчете Mckinsey & Company отмечает, что Москва лидирует в использовании инструментов вовлечения гражданского общества в различные инициативы. Всё замечательно, только опыт показывает, что основные инициативы, типа реновации или внедрения платных автостоянок, сваливаются на голову граждан подобно первому снегу осенью.

Много претензий к ремонту, к градостроительной политике, к экономическим подходам городского управления. Словом, работать ещё и работать, засучив рукава.

Москва остаётся чрезвычайно авторитарным городом. Локальное самоуправление практически отсутствует, депутаты ограничены в своих возможностях влиять на принимаемые решения. Та же программа реновации показала - насколько зыбко право собственности в столице.

Мэра Собянина трудно упрекнуть. Он действительно сделал невероятно много за свои 7 лет власти. Его доклад на МУФе - это слова не постороннего человека, в них действительно звучала боль и забота о городе. Тем не менее, настораживает то, что из его речи не просматривалось - куда двигаться дальше. Делать глобальную московскую агломерацию? Или упереться в реновацию жилищного фонда и строительство дорог? А может вновь поднять на щит Новую Москву - как-то о ней совсем подзабыли...

Федеральные чиновники намекали - пора заняться регионами, транслировать успешный московский опыт. Но для этого нужно перебрасывать туда бюджеты и, что немаловажно, специалистов. По сути, в каждом региональном городе придётся первым делом собирать свой урбанфорум.

МУФ на самом деле показал, что почивать на лаврах никак не получится. Урбанисты и эксперты разъехались с форума точно так же, как зарубежные гости покинули гостеприимные города мундиаля. А накопившиеся проблемы всё остаются с нами.

Комментировать

×

* Ваше имя:

* Ваш e-mail:

Суть дела:

* Код с картинки:

Отправить

О проектеКонтакты