Юрий Кочетков: Размышления с выставки-ярмарки

Завершившаяся на прошлой неделе выставка-ярмарка недвижимости в ЦДХ с традиционным названием «Недвижимость 2016 от лидеров» лишний раз показала то, что рынок новостроек жив, но правит бал на нём покупатель.

Юрий Кочетков

Известный специалист, активно работающий на ниве численного анализа и прогнозирования рынков недвижимости. Его статьи и выступления часто цитируются в СМИ. Профессиональный путь в недвижимости он начал ещё в 1996 году, проработав в общей сложности 12 лет в таких компаниях как «Центр Анализа Рынков Недвижимости», «Квартира. Ру», «Магистрат» (ИНТЕКО). Сейчас занимает должность начальника отдела маркетинга ИСК ФОРТ.
Неоднократно читал доклады на международных конференциях таких профессиональных сообществ как ERES, CEREAN, РГР.

Участие в ней приняло до 200 компаний, представивших свои стенды. Выставка эта интересна, в первую очередь, тем, что позволяет воочию оценить текущие тренды рынка первичной недвижимости.

Ещё четыре-пять лет назад, к примеру, безоговорочно царили подмосковные проекты, но теперь их серьёзно потеснили столичные новостройки. Практически исчезли мелкие компании, жившие перепродажей квартир от крупных застройщиков.

Ныне доминируют либо крупные и средние застройщики, либо мощные риэлторские компании, агрегирующие предложение от десятков производителей жилья, такие как «НДВ», «Эст-а-тет», «ИНКОМ».

Всё хорошо, прекрасная маркиза....

В самый кризис выставка, а она является традиционной и ведёт свой отсчёт с конца 90-ых годов, обычно пустеет. Это понятно – и риэлторы, и застройщики начинают экономить на рекламе и продвижении своих объектов. Такая стратегия считается неверной, однако ей неизменно следует большинство игроков рынка недвижимости.

После первого шока старые участники выставки вновь обретают к ней интерес, а в дальнейшем может произойти буквально взрыв новых идей на тему «как заманить покупателя именно к нашему стенду».

Именно этот замечательный момент мы могли наблюдать на «Недвижимости 2016» в нынешнем марте. Многие участники буквально из кожи лезли вон, лишь привлечь интерес к себе. И это хорошо – именно такой маркер лучше всего характеризует усиление конкуренции на рынке. А сомнений в том, что конкуренция только усиливается – ни у кого не осталось.

С другой стороны, налицо постоянная угроза спада спроса на жильё, которая стимулирует тех же застройщиков продавать прямо сейчас. На какое-то время мы получили продление субсидирования ставки ипотеки. Пока ещё хорошо себя чувствуют представители бюджетной сферы экономики, но кто может поручиться, что мы вновь с головой не нырнём в глубокую депрессию с её долгостроями, просроченными ипотеками, сверхосторожными покупателями и т.п.?

Именно поэтому застройщики изо всех сил демонстрируют искренний энтузиазм, яркие краски и уверенность в своём завтрешнем дне. Главное, чтобы у покупателя сохранялось ощущение, что все процессы под контролем и стройка идёт своим чередом.

Руководитель отдела исследований московского офиса брокерской компании Cushman & Wakefield Денис Соколов в своём интервью агентству РБК так охарактеризовал текущую ситуацию: «Если смотреть на жилой рынок, меня удивляет такое легкомыслие девелоперов. Потому что у них начинается та же самая ситуация, которая уже происходит на рынке офисной недвижимости, который сейчас «щупает» дно спроса. Есть вероятность, что падение спроса ждет жилой рынок Московского региона. И при этом такое тотальное спокойствие: «Все будет нормально, все будет хорошо…» Я не понимаю!»

На самом деле застройщики ведут себя в точности так, как велит народная мудрость: при плохой карте надо сохранять хорошую мину на лице. Все всё понимают. Более того, застройщики отчаянно насыщают предложение с той мыслью, что лучше продавать на падающем рынке со скидкой, чем на его абсолютном дне. Именно поэтому стенды на выставке «Недвижимость 2016» сверкали как начищенный пятак, а количество консультантов на 1 кв.метр стенда было куда больше, чем число потенциальных покупателей, делённое на площадь всей выставки.

Конкуренция станет жестче

Как выше уже было сказано, стало очень много «Москвы», причём, в её старых границах. Новая Москва, кстати, вышла на свой рабочий режим – новинок здесь мало, новых игроков совсем нет. А вот старая Москва скрывает ещё немало сюрпризов.

Из знаковых проектов стоит отметить ЖК «Царская площадь» от MR Group и Coalco, что на Ленинградском пр-те 31.

Интересные новинки приготовил «Мосреалстрой» - это квартиры в уже построенных домах в пределах третьего транспортного кольца, что на Большой Калитниковской, Нижегородской, Большом Симоновском и Пресненском Валу.

У застройщиков немало козырей осталось ещё в рукаве – последние полтора-два года Градостроительно-Земельная Комиссия выдала немало ГПЗУ и заданий на разработку проектов планировок. В большинстве случаев, на новых площадках размесится жильё или, в крайнем случае, апартаменты.

Одним словом, конкуренция будет только усиливаться. Нынешняя выставка-ярмарка продемонстрировала высокий её градус, однако, это не предел. Теперь будем ждать осенней выставки в ЦДХ – посмотрим, что там интересного заготовят застройщики и их риэлторы.

Комментировать

×

* Ваше имя:

* Ваш e-mail:

Суть дела:

* Код с картинки:

Отправить

О проектеКонтакты